Публикации

Авторский блог психолога Марины Ткаченко

Программа «Я подросток!» (11-13 лет)

ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ по программе «Я-подросток, на пороге взросления».

Программа предназначена для работы с подростками 11-13 лет.

Данная тренинговая программа состоит из разделов:

«Какой –я», «Мои эмоции», «Мое тело», «Мои сильные и слабые стороны характера», «Общение со сверстниками и взрослыми», «Я – глазами других», «Умение сказать — нет», «Выходы из конфликта».

Цель: способствовать осознанию себя (расширить образ «Я») и пониманию других людей.

Задачи:

  • дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания;
  • способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;
  • способствовать личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала;
  • развить рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя;
  • создать условия для раскрытия творческого потенциала;
  • совершенствовать коммуникативные умения.

Какую пользу принесёт тренинг?

  • Подросток сможет лучше понять себя: свои чувства, переживания, желания.
  • Научиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие лучше понимали их.
  • Приобретет опыт взаимодействия со сверстниками;
  • Приобретет навыки эффективного общения,
  • Научиться технике общения «Я — сообщение», снижающей конфликтность;
  • Научиться поведению в конфликтных ситуациях.
  • Научится видеть себя глазами сверстников и взрослых;
  • Почувствует себя более уверенно, найдет свои лучшие стороны,
  • Научиться различать манипуляции и говорить «нет!»

Тренинговое занятие 1 «Знакомство. Мое имя»

 Цель занятия – узнать о себе, уважение к своему имени, к себе, другим.

Приветствие. Аплодисменты.

Правила нашего занятия.

  1. Свободно выражать свое мнение.
  2. Уважать того кто говорит, не перебивать его, поднимать руку.
  3. Нельзя критиковать, осмеивать, обзывать, это очень неприятно.
  4. Принимать активное участие в играх и упражнениях.
  5. Конфиденциальность.
  6. Я – сообщения.
  7. Правило «стоп»

Наше первое занятие посвящено каждому из вас. Мы поговорим о вашем имени и постараемся узнать друг о друге что-то новое, интересное. 

Обсуждение. Зачем нам имена? Что они означают?

ЗНАКОМСТВО «Запоминание имен»

Цель: представление, знакомство, тренировка внимания и памяти, раскрепощение и сплочения группы.

  1. Все участники становятся в круг. Придумывается ситуация. Например, все вместе идут в поход и каждый должен взять с собой вещь, название которой начинается на ту же букву, что и его имя и по очереди это сообщает. Первый человек говорит: «Меня зовут Вова и я беру с собой валенки». Второй говорит: «Меня зовут Миша, я беру с собой Васю с валенками и магнитофон». И так каждый следующий участник проговаривает имена предыдущих. Можно придумать другую ситуацию и запустить цепочку в обратном порядке (т.к. имена последних запоминаются, естественно, меньше).

УПРАЖНЕНИЕ. Ассоциация – к имени. (музыкальное сопровождение).

Цель. Отношение к имени, как проекции самоотношения.

  1. Назовите любой водоем который напоминает ваше имя.

Сегодня вам представиться возможность искупаться в этом водоеме. Вы Остальные участники изображают водоем, который вы назвали.

Сейчас каждый из вас может искупаться и поплавать в этом водоеме (в море, в океане, в озере, в реке, в пруду, в водопаде.) Водоем можно показать с помощью ткани.

УПРАЖНЕНИЕ «Клубок».

Цель. почувствовать причастность ко всему происходящему и активно вступить в общение.

  1. «А теперь узнаем о тех, кто рядом с нами».

У ведущего в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников какой-либо вопрос (Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т.д.) и бросает ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, кидает ему клубок. В конце клубок возвращается ведущему.

Все видят нити, связывающие участников друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа — единое целое. Это нити дружбы.

УПРАЖНЕНИЕ. Имя — движение.

Цель: Снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников.

  1. Ход игры: Участники группы по очереди произносят свои имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом.

Все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.

УПРАЖНЕНИЕ. Имя качество.

Цель. Направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.

  1. Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
    Например: 
    М — миролюбивая
    А — активная
    Р – радостная
    И — интересная
    Н — необычная
    А — артистичная

Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА. Созвездие имен.

Цель. Создать ситуацию сотрудничества, сплочения

  1. Участники расходятся по комнате и двигаются в разных направлениях. Ведущий называет «Имя» одного из участников, остальные очень быстро объединяются вокруг него в созвездие любой формы. Ведущий произносит: — «Созвездие «Имя» появилось на нашем небе».

АРТ-терапия.  Прекрасный сад.

Цель. Сплочение группы и появление общей идентичности. Кроме того, дети учатся сотрудничать друг с другом.

  1. Материалы:карандаши, листы бумаги для каждого ребенка, ножницы, ватман или большой лист бумаги, клей.

Инструкция. Ведущий обращается к детям как к одному ребенку: «Представь, что ты — прекрасное растение в саду. Каким растением ты хочешь быть? Как выглядят его листья? Они мягкие или жесткие? У этого растения есть шипы? А плоды? Цветет ли оно? Какого цвета его соцветия?»

Каждый участник рисует себя в виде растения — либо реально существующего, либо выдуманного (5—10 минут). Затем дети собираются в пары, показывают друг другу свои творения и обсуждают их (5 минут). Потом изображения растений вырезают и приклеивают на один лист ватмана, чтобы получился прекрасный сад.

Расскажи о своем растении, дайте название своему прекрасному саду.

Нравится ли вам то, что получилось? Какое настроение возникает, когда вы на него смотрите?

Рефлексия. Что понравилось тебе на занятии?


Тренинг проводит Ткаченко Марина Геннадьевна — психолог, арт-терапевт, сертифицированный специалист Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Запись по телефону:

+7(988) 979-85-55

Поделиться в соцсетях

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + восемь =